1 Структура программы: I. Паспорт Программы развития МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово II. Введение. III. Информационно аналитическая справка о деятельности МБДОУ. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Общие сведения Материально – техническая база ДОУ Соответствие деятельности ДОУ требованиям законодательства РФ Сохранение и укрепление здоровья детей Кадровое обеспечение образовательного процесса ДОУ Взаимодействие с законными представителями воспитанников IV. Концепция Программы развития МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово 1. Цели и задачи развития ДОУ 2. Концептуальные направления V. План – график реализации Программы развития МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово 1. Качество образовательной деятельности 2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников 3. Выявление и поддержка одарённых детей (детей с ОВЗ) 4. Взаимодействие с законными представителями воспитанников 5. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями 6. Развитие кадрового потенциала 7. Управление 8. Развитие инфраструктуры ДОУ VI. Прогнозируемые результаты Программы развития 2 Паспорт Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка» села Орехово Сакского района Республики Крым Программа развития - это локальный акт государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения, определяющий стратегические направления развития образовательного учреждения на среднесрочную перспективу. Наименование Программы Основания для разработки программы Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка» села Орехово Сакского района Республики Крым» с 2022 года по 2026 год 1. Конвенция о правах ребёнка Федеральные документы: 1. Конституция РФ 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» 4. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей. 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); 8. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды» СП 2.3/2.4.3590-20 (от 27.10.2020 № 32), СП 2.4.3648-20 (от 28.09.2020 № 28) 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). 11. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638) 12. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования). 13. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой. 3 14. Устав МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово Региональные документы: 1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». 2. «Рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования» управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. 3. «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. 4. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» (одобрена коллегией Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 01.03.2017 г. №1/7). Создание условий, направленных на качество и доступность Назначение дошкольного образования, соответствующих современным потребностям программы общества, обеспечивающих разностороннее развитие и саморазвитие воспитанников, на основе инновационных процессов Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, Проблема отрицательно сказывается на получении ими качественного образования Слабо выражен дифференцированный подход к взаимодействию с семьями, недостаточно эффективно используется воспитательный потенциал семьи, наблюдается недостаточная компетентность родителей в вопросах развития, образования и оздоровления дошкольников Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Необходимость создания сферы дополнительных образовательных услуг. Необходимость привести помещения и прилегающую территории ДОУ в соответствие с санитарными и технологическими нормами, используя пустующие помещения и территорию МБДОУ. Необходимость пополнить материальнотехническую базу, технологическим оборудованием, оргтехникой, инвентарем, нагляднометодическими пособиями, музыкальными инструментами. Необходимость капитального ремонта здания ДОУ. Необходимость построить спортивную и дорожно-транспортную площадки. Необходимость реконструкции дорожек и подъездных путей Необходимость благоустройства игровых участков ДОУ Сроки и этапы Программа реализуется в период 2022 – 2026 г. г.: реализации Первый этап (ориентировочный) – 2022 г.: программы ⎯ изучение нормативно-правовой документации, анализ ситуации и оценка готовности ДОУ к реализации Программы; ⎯ выявление перспективных направлений развития ДОУ и моделирование его нового качественного состояния в условиях модернизации образования; ⎯ подготовка ДОУ к работе в соответствии с Программой развития Второй этап (основной) - 2022 – 2026 г.: ⎯ практическая реализация Программы развития, мониторинг успешности реализации Программы, ее корректировка при необходимости. Третий этап (обобщающий) – 2026 г.: ⎯ анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития ДОУ; 4 ⎯ создание базы методических разработок и нормативно-правовой документации; ⎯ распространение накопленного педагогического опыта Творческий коллектив педагогических работников МБДОУ «Золотая рыбка» с. Авторы Орехово Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное Цель образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных. Сохранение качества образования в ДОУ. Повышение эффективности использования средств информатизации в Задачи образовательном процессе. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования для обеспечения разностороннего развития с учетом потребностей и индивидуальных возможностей детей. Обеспечить сетевую форму реализации образовательной программы ДОУ. Способствовать повышению педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, создавая условия для развития их субъектной позиции, повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Повысить рейтинг ДОУ среди дошкольных учреждений района расширять взаимодействие ДОУ с социумом (семьей, школой, социокультурной средой села), открытость ДОУ изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций; Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья детей и медицинского сопровождения образовательного процесса посредством совершенствования материально- технических, кадровых и организационно-методических условий. Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу ДОУ согласно ФГОС ДО. рациональное использование бюджетных средств Финансовое спонсорская помощь, благотворительность обеспечение внебюджетные источники программы Ожидаемые результаты: Внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. Качество сформированных ключевых компетенций способствует 5 успешному обучению ребёнка в школе Функционирование ДОУ как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечивающей свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям ФГОС ДО. Положительная динамика состояния физического и психического здоровья детей. Снижение заболеваемости, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Общая и специальная готовность детей к обучению в школе. Стабильное функционирование службы мониторинга (мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития). Доступ к качественным услугам психологической помощи всем участникам образовательного процесса. Повышение профессиональной культуры педагогов, их уровня категориальности и умения работать на запланированный результат. Мотивация родителей к взаимодействию с ДОУ, реализация просветительских, творческих и досуговых программ для семей воспитанников. Современная предметно- пространственная среда и материальнотехническая база, способствующая развитию личности ребенка. Реализация планов сотрудничества с социокультурными учреждениями. Создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования. Руководитель программы Заведующий МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово, Сакского района Республики Крым Джоркашвили Наталья Ивановна тел. 7(978) 7155699 Система организации контроля выполнения программы Внешний контроль за реализацией Программы осуществляет отдел образования Администрации Сакского района. Внутренний контоль за реализацией Программы осуществляют рганы управления МБДОУ на основе организации текущего и итогового контроля, публичного отчета, отчета о результатах самообследования 6 Введение Актуальность разработки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого педагогического сопровождения каждого воспитанника. Программа развития ДОУ на 2022-2026 гг. является управленческим документом. Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей. 3. Развитие воспитательского потенциала. 4. Здоровье дошкольников. 5. Обеспечение местами в детских образовательных учреждениях всех детей дошкольного возраста. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость введения данной программы обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи, но по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; 48 % - хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания. Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в обновленной Программе так как дети должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт, учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Исходя из выше сказанного, Программа развития включает: Переход на новые образовательные стандарты дошкольного образования Обеспечение качества образовательной деятельности Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Выявление и поддержка одарённых детей (детей с ОВЗ) Взаимодействие с семьями воспитанников Управление ДОУ. Развитие кадрового потенциала. 7 Развитие инфраструктуры ДОУ. Содержание программы развития отражает приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности. Таким образом, период до 2026 года в стратегии развития ДОУ рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования. 8 Информационно – аналитическая справка 1.Общие сведения об ДОУ Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка» села Орехово Сакского района Республики Крым введено в эксплуатацию с 1981 года. Сокращенное наименование: МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово. Адрес: 296570, Республика Крым, Сакский район, с. Орехово, ул. Левинского, д.12 Лицензия № 1356 от 25.06 2018 г на осуществление образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка» села Орехово Сакского района Республики Крым (МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово). Учредителем организации является Муниципальное образование Сакский район Республики Крым. Адрес электронной почты : sadik_zolotayribka-orehovo@crimeaedu.ru Сайт МБДОУ: https://orehovo.tvoysadik.ru/ Режим работы МБДОУ: 10,5 часовым пребыванием детей с 07.30 до 18.00 часов и пятидневной рабочей недели, исключая выходные и праздничные дни. Учреждение располагается в двухэтажном типовом здании, среди жилого массива, вдали от промышленных предприятий. Участок озеленен, детские площадки оснащены игровым оборудованием. Территория детского сада имеет ограждения. В МБДОУ функционирует 4 группы: 2. Материально – техническая база Материально-технические условия детского сада отвечают требованиям дошкольного образования, однако нуждается в капитальном ремонте здания, необходимо продолжать работу по укреплению материальной базы ДОУ, обогащению предметно-развивающей среды, созданию условий для воспитательно-образовательной работы и проведения оздоровительных мероприятий с детьми. Учреждение постоянно работает над укреплением материальнотехнической базы. Проведен ремонт отопления, замена оконных блоков на первом этаже. Приобретены дополнительно: детская мебель, дидактические пособия, музыкальные инструменты, оргтехника, методическая литература. Обновлена и пополнена предметноразвивающая среда в группах. Для полноценного развития детей в детском саду имеется достаточный набор помещений, позволяющих развиваться познавательно, эстетически, нравственно и физически. Это: медицинский блок, пищеблок, музыкальный зал, спортивный зал, музыкальный кабинет, кабинет педагога-психолога, методический кабинет, кабинет заведующего, кабинет бухгалтера/завхоза, прачечная, бельевая, и ряд служебных помещений. Идет целенаправленная работа по созданию обогащенной предметно-развивающей среды в групповых комнатах. 3.Соответствие деятельности ДОУ требованиям законодательства РФ. Основой деятельности ДОУ является ряд основополагающих нормативных документов Российской Федерации: (обозначены в паспорте программы). Коллектив ДОУ строит свою деятельность в соответствии с Уставом ДОУ и основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разработанной учреждением самостоятельно на основе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Обучение и воспитание дошкольников от трех до семи лет осуществляется квалифицированными педагогами по принципу развивающего обучения в совместных играх и занятиях, в разнообразном общении детей между собой, в содержательных контактах с педагогами. Сотворчество и содружество педагога и ребенка являются неотъемлемой частью всего процесса воспитания и обучения в ДОУ. В ДОУ разработана и реализуется целостная концепция развития учреждения, которая позволяет осуществлять полноценное развитие детей, формирование базисных основ личности, 9 обеспечивать обогащенное физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей. Организация деятельности всего коллектива гарантирует необходимый индивидуальный подход к каждому ребенку. В работе с детьми используют игры, развивающие их познавательные и творческие способности, опираясь не только на основную программу дошкольного образования , но и на новейшие методики и технологии. Ведётся совместная деятельность взрослого и ребёнка, реализация тех или иных образовательных задач проходит на одном пространстве и в одно и тоже время. Это даёт педагогам возможность свободного размещения, перемещения и общения с детьми в процессе образовательной деятельности. Программы и технологии, реализуемые в ДОУ, скоординированы таким образом, что целостность педагогического процесса старается обеспечивать в соответствии со структурой федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проверка в организации двигательной активности в ДОУ показала что, актуальным остаётся вопрос о разнообразии двигательной активности, патриотического воспитания, также дополнительного образования детей. 4. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Основной задачей является охрана и обеспечение полноценного физического и психического здоровья детей. В дошкольном учреждении создана комфортная, благоприятная обстановка для детей. Созданы условия для полноценного физического развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. В учреждении имеется музыкальный зал, физкультурный зал, оснащённые специальным инвентарём, игровые площадки для занятий физкультурой на свежем воздухе. В группах оформлены спортивные уголки, где имеются массажные дорожки, мелкий спортивный инвентарь, картотеки игр, упражнений и гимнастик в соответствии с возрастом детей. Режим дня соответствует санитарно- гигиеническим требованиями и составляется с учётом возраста детей. Имеются различные виды режимов – адаптационный, щадящий, на холодный период, летний период, при карантине. На охрану и укрепление здоровья детей направлены следующие оздоровительные мероприятия: -осмотры врачом -закаливающие процедуры (воздушные ванны, солнечные ванны) -сбалансированное питание -гимнастики (утренняя, бодрящая, адаптационная) -разнообразные типы занятий по физической культуре /ритмическая адаптационная гимнастика, спортивные игры в помещениях и на воздухе. -во время непрерывной образовательной деятельности и индивидуальной работы по всем видам деятельности обеспечивался индивидуально – дифференцированный подход к детям. Педагоги поддерживают эмоциональный комфорт, создают доброжелательную психологическую обстановку. Эффективность педагогического процесса обеспечивается также полифункциональным использованием помещений МБДОУ. Создаются условия для развития гуманной личности ребёнка, развивают творческие способности детей. 5. Кадровое обеспечение образовательного процесса в ДОУ. Образовательную работу в МБДОУ осуществляют воспитатели. Образование Высшее Специальное Среднее специальное Старший воспитатель 1 Воспитатели Педагогпсихолог 1 Тьютор 2 Музыкальный руководитель 1 - 3 - - - 1 10 Стаж работы до 10 лет от 10 до 15лет от 15 до 20 лет свыше 20 лет Квалификационная категория Первая Высшая 1 - 3 2 1 - - 1 1 - - - - Все педагоги дошкольного учреждения имеют самостоятельно разработанные перспективные планы, участвуют в творческих группах, созданных по разным направлениям образовательной программы, постоянно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях, семинарах, круглых столах, пополняя свой педагогический опыт и обмениваются своими разработками с коллегами. Принимают активное участие в творческих конкурсах на районном и региональном уровне. 6. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Потребителями нашей образовательной услуги являются родители (законные представители) наших воспитанников. Нельзя грамотно выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников, не зная их запросов, требований и их оценки деятельности ДОУ. Поэтому, в ДОУ ежегодно проводится мониторинг семей воспитанников, социологические опросы родителей с целью определения запросов потребителей услуги и выявления степени удовлетворенности предоставляемыми ДОУ услугами. Большое внимание педагогическим коллективом ДОУ уделяется установлению эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. С мая 2016г. информирование родителей о ходе воспитательнообразовательного процесса способствует активная работа официального сайта ДОУ. В МБДОУ организуются разнообразные формы работы с семьями, с учетом особенностей их состава, проблем и других характеристик. Проводятся родительские собрания, анкетирование, совместная подготовка и проведение праздников, вовлечение родителей в педагогический процесс. Проводится консультирование родителей по вопросам образования и развития детей, а также знакомство родителей с организацией жизни детей в детском саду. Консультации, традиционно проводимые в МБДОУ, поднимают наиболее волнующие вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста. Родители задают много вопросов, на которые отвечают заведующий МБДОУ, воспитатели, медицинская сестра, заведующий хозяйством. Проводятся тематические выставки. «День открытых дверей» для родителей, не посещающих ДОУ. «Знакомство родителей с работой МБДОУ» - для вновь поступающих детей обучения детей в условиях детского сад и семьи, консультации как для родителей детей-воспитанников ДОУ, так и для родителей детей, не посещающих детский сад. Для родителей проводились открытые мероприятия: «Золотая осень», «Новый год шагает в гости к нам», «Праздник мам», «Веселые старты», «В гостях у сказки», «Конкурс чтецов», «До свидания, детский сад!» Для родителей, посещающих детский сад и не посещающих создан консультационный центр (2018 г.), работает сайт учреждения, где они могут узнать новости, полезные ссылки и информацию о работе детского сада. По результатам 2021/2022 учебного года жалобы и претензии родителей на деятельность МБДОУ отсутствуют. 11 Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа развития Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2022-2026 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Республике Крым. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако ее реализация определяется не только внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, но и способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу. Для этого требуется: расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду разработка и внедрение новых педагогических технологий сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ духовно нравственное и патриотическое воспитание детей Актуальность создания данной Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе. Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ, можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения. Концепция Программы развития Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Актуальность корректировки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны: 12 - введение федерального государственного образовательного стандарта к структуре и содержанию дошкольного образования 1.Цели и задачи развития образовательной организации. Главной целью программы развития ДОУ является выполнение государственного задания на оказание образовательных услуг в соответствии с требованиями законодательства. Целью Программы развития МБДОУ на период с 2022 - 2026 года является: Создание в детском саду системы интегративного образования (соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга), реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Основными задачами Программы развития выступают: 1. Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения: новых условий и форм организации образовательного процесса новых образовательных технологий (проектная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.), обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологии в образовательный и управленческий процесс. 2. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей. 3. Сопровождение родителей по вопросам: образования и развития детей; подготовки детей к школьному обучению; для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы; пополнение банка компьютерных обучающих и развивающих программ, методических и дидактических материалов по использованию информационных технологий в образовательном процессе. 4. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды ДОУ, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности 5. Укрепление материально – технической базы ДОУ: Введение дополнительного образования, как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников. 6. Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ДОУ. 13 2. Концептуальные направления При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся: Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения. Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (внедрение современных приёмов и методов обучения, информатизации образования). Готовности выстраивать индивидуальные маршруты развития детей, опираясь на совместную работу ДОУ, специалистов и семьи. Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса. Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса. Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровьесберегающих технологий. Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность. Повышение профессионального мастерства педагогов на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта) и взаимодействия с отделом образования администрации муниципального района Расширение связей с учреждениями-партнерами. Исходя из всего вышесказанного, Программы развития разрабатывается для обеспечения доступности и высокого качества образования, создания условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими Информационная – владение умением систематизировать и анализировать информацию, работать с разными видами информации Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки) Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное 14 создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного образования. Руководствуясь законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах: Принцип гуманизации обеспечивает равнодоступный для каждого ребенка выбор уровня, качества и направленности образования, основанного на общечеловеческих ценностях и общекультурном наследии человечества. Принцип открытости — предоставление непрерывного базисного и дополнительного образования в различных его формах. Принцип открытости обусловлен типом взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и находит свое выражение в продуктивных формах деятельности. Принцип динамичности в контексте образовательного пространства ДОУ выражается в быстром обновлении информационного поля и реализации новых требований социума. Одним из средств инициирования и сопровождения этих изменений является мониторинг образовательного процесса. Принцип развития предполагает качественные изменения, происходящие внутри ДОУ, в ходе которых сохраняется все лучшее и приобретаются новые свойства, позволяющие учреждению развиваться и продуктивно взаимодействовать с социумом в новых динамичных условиях. Принцип интеграции — включение в структуру ДОУ новых элементов и организация взаимодействия внутри новообразований и между ними, а также межсистемное взаимодействие ДОУ с другими структурами социума. Принцип индивидуализации ориентирован на развитие индивидуальности всех участников образовательного процесса (ребенка, родителя, педагога), раскрытие их природных способностей, творческого потенциала и выражается в выстраивании индивидуальной траектории развития. Принцип социализации предполагает эффективное позиционирование учреждения в социальном пространстве. Принцип инновационности образования реализуется путем перевода ДОУ в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых технологий образовательного процесса. Участниками реализации Программы развития МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово являются воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса, учитывается специфика села, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка. План – график реализации Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка» села Орехово Сакского района Республики Крым Стратегическая цель программы: создание условий для качественной образовательной деятельности, эффективной работы образовательного учреждения и здоровьесбережения каждого воспитанника, которые будут способствовать полноценному развитию дошкольника и обеспечивать равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Аспекты данной программы развития: 1. «Качество образовательной деятельности». Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования. Переход на новые образовательные стандарты. 15 2. «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников». Совершенствовать систему здоровьесбережения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. 3. «Выявление и поддержка одарённых детей (детей с ОВЗ)». Выявление и поддержка одаренных детей. 4. «Взаимодействие с семьями воспитанников» Повышать качество работы с законными представителями воспитанников. Способствовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста 5. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями. Развитие сетевого взаимодействия с различными организациями в целях повышения качества образования. 4. «Развитие кадрового потенциала». Обеспечить результативное и эффективное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности, стабильного коллектива учреждения 5. «Управление» Модернизировать систему управления дошкольной организации в условиях деятельности в режиме развития 6. «Развитие инфраструктуры ДОУ» Привести в соответствие с требованиями материально-техническую базу и предметноразвивающую среду. 16 Прогнозируемый результат Программы развития к 2026 году Предполагается что: 1. Для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста - хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования - обеспечение индивидуального педагогического и социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля в воспитательно – образовательной программе ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе - система дополнительного образования доступна и качественна 2. Для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства -квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника - будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий - поддержка инновационной деятельности 3. Для ДОУ - будет налажена система управления качеством образования дошкольников - органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей и привлечению внебюджетных средств - развитие сотрудничества с другими социальными системами - налажены связи с районными методическими объединениями воспитателей разных возрастов и специалистов - будут обновляться и развиваться материально – технические и медико – социальные условия пребывания детей в учреждении Реализация программы позволит сделать процесс развития МБДОУ более социально ориентированным. Элементы риска развития программы ДОУ Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в Программу, пересмотра целевых значений показателей. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. Организационно-управленческие риски могут возникнуть вследствие недостаточного качества управления Программой, т. е. неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях. Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса. Возможные пути устранения угроз и рисков: 1.Разъяснение идей Программы развития ДОУ. 2.Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров. 3.Организация мониторинга. 17 Реализация Программы развития («Дорожная карта») № п/п 1. Направление работы Качество образовательной деятельности Мероприятие ( основное содержание работы) 1. Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС 2. Обновление основных и дополнительных образовательных программ. Введение ФГОС дошкольного образования Корректировка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка системы проектов по всем возрастам в рамках реализации образовательной программы, основываясь на комплексно-тематическом планировании, циклограмме праздничных мероприятий Совершенствование предметно-развивающей среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, пополнение пакета методико-диагностического сопровождения, программы, реализуемой в учреждении. 3. Создание условия для функционирования в учреждении новых форм дошкольного образования. Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса: Создание условий для совершенствования развивающей среды, разработка пакета нормативно-правового, методикодидактической документации 4. Преемственности дошкольного и начального Планируемые результаты Реализация совместных планов развития детей (учитывающих образовательно-оздоровительный потенциал социума); отслеживание эффективности, внесение необходимых корректив. Образовательные программы детского сада проанализированы и дополнены в соответствии с требованиями ФГОС ДО Срок выполнения 2022- 2026 г. 2022- 2026 г. 2022 – 2023 г. Новый качественный уровень образовательной программы учреждения. Использование метода проектирования в разных видах деятельности Предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям СанПин и программы, реализуемой в детском саду, возрастным особенностям детей Новый качественный уровень образовательной программы учреждения. 2022 – 2023 г. 2022 – 2023 г. В течении всего периода В течение всего периода В течение всего периода В течение всего 18 2. 3. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников детского сада к обучению в школе. Мониторинг актуального состояния системы дошкольного образования в учреждении, степени востребованности социумом той или иной деятельности. Анализ преемственности дошкольного и начального школьного образования, создание предпосылок для успешной адаптации выпускников детского сада к обучению в школе. 1.Мониторинг качества здоровьесберегающей деятельности учреждения. Совершенствование структуры и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов здоровья, дифференцированных программ поддержания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. 2. Создание условий для оптимизации здоровьесберегающей деятельности в детском саду Организация распространения положительного опыта здоровьесберегающей деятельности учреждения и семей воспитанников в процессе работы консультаций специалистов детского сада. Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, формирование культуры здорового образа жизни. Обобщение опыта работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через наглядные пособия, информационные стенды Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости сотрудников детского сада. периода В течении всего периода План взаимодействия детского сада и школы в работе по гармоничному развитию дошкольника. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности детского сада. Стабильное функционирование работы детского сада, повышение эффективности оздоровления Разработка и реализация проектной деятельности здоровьесберегающей Проведение физкультурных праздников, Дней здоровья. Организация взаимодействия в направлении здоровьесбережения с учреждениями здравоохранения района, разработка совместных планов работы. Организация профилактических медицинских осмотров сотрудников ДОУ, диспансеризация, гигиеническое обучение. Разработка и реализация проектной Выявление и 1. Выявление одаренных и талантливых детей: деятельности развитию одаренных поддержка анализ особых успехов и достижений ребенка; одарённых детей создание банка данных по талантливым и одаренным детей ( детей с ОВЗ) детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; Установка связей со школой 2022-2026 г. В течение всего периода 2022 -2023г. В течение всего периода В течение всего периода Каждый год В течение всего периода 19 преемственность между дошкольным и начальным образованием. 2. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: создание для ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; формирование и развитие дополнительного образования на базе детского сада; 3. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников: тематический контроль развития одаренного ребенка; 4. Поощрение одаренных детей: Дипломы участия. Персональные выставки. Презентации успеха талантливых и одаренных детей. 5. Работа с родителями одаренных детей: Сопровождение родителей одаренного ребенка. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей. 6.Работа с педагогами: Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисковоисследовательской, экспериментальной деятельности в детском саду», «Обеспечение эмоционального положительного фона развития». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. В течение всего периода организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, тематических выставках. контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и выставках разного уровня. на сайте детского родительские чаты (вайбер) Создать банк материалов В течение всего периода сада, В течение всего периода методических 20 Разработка и реализация В течение всего программы индивидуальной работы периода с семьями воспитанников по следующим направлениям: *профилактика заболеваний, предупреждение асоциального поведения; *повышение педагогической и валеологической культуры молодых родителей; *повышение престижа ДОУ среди заинтересованного населения при помощи досуговой деятельности; Повышения качества образования в учреждении Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения среди родителей. В течение всего Проекты по взаимодействию со периода школой. 4. Взаимодействие с семьями воспитанников 1. Мониторинг положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения среди родителей. Оценка актуального состояния взаимодействия учреждения с законными представителями (родителями) воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста). 2. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями (совершенствование нормативно-правовой базы, заключение договоров межведомственного взаимодействия, разработка совместных планов). Разработка и реализация совместных проектов с родителями (мастер- классы, круглые столы, творческие гостиные) Информация для родителей – консультации, выставки, средствами Интернет-ресурсов 5. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями района. 1. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников. Разработка проектов взаимодействия ДОУ со школой. Организация цикла мероприятий для родителей по оздоровлению и развитию дошкольников Совершенствование наглядно-информационных (информационно-ознакомительных; информационно- Разработка планов по взаимодействию просветительских) форм работы с семьей 2. Обеспечить функционирование ДОУ как открытой системы Использование ресурсов социокультурной среды для обогащения образовательного процесса Создание информационно-коммуникативной среды, обеспечивающей повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей (сайт ДОУ) 1. Мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в учреждении. 6. Развитие кадрового В течение всего периода 21 потенциала 7. Управление Определение перспективных направлений деятельности дошкольного учреждения по повышению профессионального уровня сотрудников. 2.Нормативно – правовая база Коррекция локальных актов: Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора; Положения о педагогическом совете; Положения об общем собрании трудового коллектива, положение о доплатах и надбавках стимулирующего характера. 3. Повышение профессионального уровня педагогов Разработка комплексного плана по повышению профессиональной компетентности медико-педагогического и обслуживающего персонала ДОУ. Создание условий для составления профессионального портфолио каждого педагога образовательного учреждения, как формы обобщения опыта и педагогической деятельности повышения квалификации. Выявления, обобщение и транслирование опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, проектную деятельность 4.Социальная защищенность педагогических сотрудников Анализ эффективности мер, направленных на социальную защищенность сотрудников учреждения. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения в условиях новой системы оплаты труда, привлечение к работе в учреждении молодых специалистов). 1.Мониторинг эффективности функционирования Расширение участия государственно-общественных форм в управлении учреждением: - совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы (ее стимулирующей части); Редакция положений учреждения, разработка новых локальных актов. Определение перспективных направлений деятельности дошкольного учреждения по повышению профессионального уровня сотрудников. Высококвалифицированный, стабильно работающий коллектив Обобщение и передача педагогического опыта на разных уровнях (районный, региональный) В течение всего периода 100 % членство в профсоюзной организации учреждения Полная укомплектованность учреждения кадрами Пакет социальных гарантий В течение всего периода Эффективно действующая, стабильная система управления учреждением В течение всего периода 22 8. Развитие инфраструктуры ДОУ - участие в разработке и реализации социальных и педагогических проектов; - оценка эффективности деятельности совета трудового коллектива, педсовета 2.Совершенствование модели финансово-экономической деятельности учреждения: - создание условий для перехода на нормативное финансирование (нормативная база, изменения в штатное расписание); 3. Комплекс мер на право образовательной деятельности: - повышение качества образовательного процесса; приведение его в соответствие требованиям ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ; -пополнение программно-методического обеспечения в учреждении; - приведение в соответствие требованиям СанПиН и СНиП ресурсного обеспечения ДОУ (выполнение предписаний надзирающих органов, своевременная замена изношенного инвентаря и оборудования, соблюдение санитарногигиенического, санитарно-эпидемиалогического режимов и режима дня ДОУ); - мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности сотрудников ДОУ; - совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в учреждении (локальные акты). Совершенствование материально-технической базы детского сада Своевременная замена изношенного оборудования Капитальный ремонт здания Обеспечение безопасности образовательного процесса (нормативно-правовые основы, условия для стабильного функционирования, мониторинг). Построение динамичной, развивающей среды Создание электронных документов в образовании (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности, рабочие листы, «портфолио» детей и педагогов т.д.). Функционирование и обновление сайта ДОУ Высокий уровень деятельности образовательной Проектный режим детским садом управления Ресурсное обеспечение, соответствующее требованиям СанПиН и СНиП В течение всего периода 23 Контроль за реализацией Программы развития Постоянный контроль за реализацией Программы развития осуществляет администрация МБДОУ Для осуществления контроля за выполнением Программы развития создается рабочая группа. Основные задачи рабочей группы: разработка ежегодного плана по реализации Программы развития и контроль за его выполнением; мониторинг реализации Программы развития; подготовка материалов для публичного отчета об итогах выполнения Программы развития определение степени удовлетворенности населения качеством образовательных услуг; корректировка Программы развития с учетом полученных результатов и изменений в законодательстве РФ Родители и общественность района знакомятся с ходом реализации Программы развития МБДОУ «Золотая рыбка» с. Орехово на родительских собраниях и через сайт дошкольного учреждения. 24